16:46 

Вот это унесу.

Дочь Мэтта и Трея
Kriegerin des Lichts \\ Лукавый, смирись - мы всё равно тебя сильней, и у огней небесных стран сегодня будет тепло.
23.04.2016 в 08:38
Пишет Themiskyra:

Этичная лексика
Еще немного об этичной лексике: почему контраргумент "моя подруга говорит, что нет ничего плохого в том, чтобы называть женщин телочками" не работает

Триггеры: слова и выражения, часто использующиеся в качестве оскорблений и унижения маргинализованных групп.

"У меня есть друг-афроамериканец, так вот, он не имеет ничего против слова "н*гр"".

"Моя знакомая считает, что оскорбляться по поводу "баб" и "телочек" – это просто смешно".

"Родственница с инвалидностью только удивилась, когда я рассказал_а ей о вашей борьбе с "эйблизмами" и ответила, что ей вообще без разницы, как ее будут называть".

"Да я сам еврей, зову себя ж*дом и горжусь этим!"

Если вы участвуете в дискуссии об этичной лексике с людьми, которые выступают против нее, то можно заранее включать таймер и считать секунды до того момента, как прозвучит одна из подобных фраз. Некоторых она может поставить в тупик, потому что выглядит весомым аргументом – все мы знаем, что в вопросах угнетения необходимо слушать представитель_ниц угнетаемой группы. Однако любая маргинализованная группа – это в первую очередь множество разных людей с разными характерами и мировоззрениями. Разумеется, что мнения могут различаться, вплоть до совершенно противоречащих друг другу. Как быть в таких случаях и кого именно необходимо слушать?

Итак, мы выяснили, что ваша условная подруга не обижается на выражения "телочка" или "баба" в ее адрес. Возможно, она даже считает, что и остальные женщины должны воспринимать такие слова спокойно. Самое главное, с чем нам нужно разобраться – это с обоснованием ее взглядов. В чем корень этого мнения?

🐾 Вариант №1: эти слова действительно не вызывают у нее никаких плохих ассоциаций, она находит их совершенно нейтральными.

Мы отнюдь не отрицаем такой возможности, поскольку опыт разных людей чрезвычайно разнообразен, как и ассоциации к определенным словам. Но по той же самой причине этот вариант не является аргументом против фильтрации речи. Позитивное восприятие подобных выражений одними людьми не отменяет того факта, что другим людям они причиняют дискомфорт и даже боль.

🐾 Вариант №2: она находит такие выражения неприятными, но не считает это значимой проблемой – лучше заняться чем-то более "серьёзным", чем "бороться с глупыми обзывательствами".

Любой вид угнетения – это система, и к сожалению, наш язык является ее частью, невольно влияя на общественное сознание. Постоянно повторяющиеся разговоры о женщинах как о существах второго сорта, пренебрежительные наименования – все это заставляет среднего обывателя верить в то, что дела обстоят именно так, и уничижительное отношение к женщинам – нормальная, обыденная и оправданная часть жизни.

Действительно, угнетение вызывает серьезные проблемы, связанные, например, с физическим здоровьем и жизнями людей, но это не значит, что вопросы языковой корректности нужно забросить в принципе – это часть той же самой борьбы, которая ей никак не противоречит, а напротив – помогает.

🐾 Вариант №3: несмотря на то, что эти слова используются сексистами для унижения женщин, она считает, что женщины должны "переприсвоить" их, таким образом лишив сексистов их оружия и обретя в этом собственную силу.

Переприсвоение (некоторые используют как термин слово "реклэйминг", которое буквально и переводится с английского как "переприсвоение") – это один инструментов борьбы с дискриминацией, когда угнетенные группы используют издевательские наименования, данные им угнетателями, в качестве самоназвания, отрицая их негативную окраску. Самый известный пример – слово "квир", которое, будучи ругательством изначально, сегодня используется как самоназвание и научный термин в исследованиях гендерных и сексуальных идентичностей.

В чем же проблема? Для успешного и тотального переприсвоения это явление должно быть массовым, публичным, осознанным и согласованным. К сожалению, одиночные персоны вряд ли могут успешно осуществить переприсвоение каких-либо слов, особенно не учитывая того факта, что для большинства эти слова все еще остаются травмирующими, а их массовое употребление по-прежнему приводит к негативным последствиям.

🐾 Вариант №4: она находит эти слова неприятными, но не готова высказаться против.

Общество, стремящееся посильнее припечатать всех, кто осмеливается выступить против сложившейся системы, достаточно наглядно демонстрирует свои намерения. И если вы начинаете разговор в духе: "Ха-ха, прикинь, эти оголотелые феминистки такое выдумали – не знают, чем еще заняться", то нет ничего удивительного в том, что многие люди поспешат согласиться с вами, чтобы не быть причисленными к тем самым "оголотелым". Но даже если ваш вопрос сформулирован нейтрально, нет никакой гарантии того, что персона не испытывает подсознательного страха осуждения, пережив подобный опыт в прошлом или пронаблюдав такую ситуацию где-либо.

🐾 Вариант №5: из-за интернализованной мизогинии она всерьез воспринимает женщин как нелепых и глупых существ, которые заслуживают дегуманизирующих наименований. Она с готовностью смеется над сексистскими шутками и шутит подобным образом сама, не видя связи между повседневным сексизмом и положением женщин в обществе, насилием и т. д.

Если бы представитель_ницы угнетенных групп были абсолютно свободны от предубеждений в отношении самих себя, то, скорее всего, нам давно не было бы нужды бороться. К сожалению, мы все в той или иной мере встроены в систему и вынуждены приспосабливаться, и для многих попытки найти свое место в обществе выливаются в поддержку системы угнетения. И в тех случаях, когда возражение построено на пятом варианте, речь чаще всего идёт отнюдь не об этичной лексике как таковой, а об отрицании необходимости феминистской (или любой другой) борьбы в принципе. Наши пути просто расходятся на данном этапе, поэтому этот случай тоже не может использоваться в качестве аргумента.

***

Принимая как данность тот факт, что некоторые представитель_ницы угнетенных групп считают неэтичные выражения приемлемыми, мы тем не менее не оказываемся в безвыходной ситуации. Просто представьте себе, что вам нужно приготовить ужин для двоих людей, у одно_й из которых аллергия на некоторый незначительный продукт (скажем, на определенный вид зелени), а у друг_ой такой аллергии нет, и относится он_а к этому продукту равнодушно. Решение на поверхности: вы просто откажетесь от использования этого продукта, чтобы спокойно поесть смогли все, верно? Точно так же дела обстоят и с этичной лексикой – ведь в жизни практически не бывает ситуаций, в которых использование определенных слов с негативной коннотацией или ругательств жизненно необходимо.

Разумеется, все вышеперечисленное никак не противоречит тому, что представитель_ницы маргинализованных групп при желании и при твердой убежденности в необходимости этого действия имеют полное право употреблять подобные слова и выражения как акт переприсвоения в отношении себя и на своей личной территории.

Практика уменьшения количества дискриминационных выражений в речи отнюдь не заставляет нас менять какие-либо глобальные речевые конструкции или говорить на другом языке – вопрос в основном ограничивается сравнительно небольшим списком слов, которые отлично заменяются другими. Так что просто сделайте это усилие и постарайтесь привыкнуть к использованию этичной лексики в безопасных пространствах – ведь для многих людей это действительно очень важно.
____

Эльмира Тай // Check Your Privilege

(с)

URL записи

@темы: Поешь, а потом иди к этим сволочам!, Пришёл, увидел, утащил

URL
Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Sing the fucking song!

главная