Мой путь самосовершенствования включает в себя курс физики и управление смазками на водной основе
Больше не хочу. Хочу жить, и чтобы меня не трогали. Я перелиняла из Искателя в Аутло.
Что это за херняНаблюдая людей, в местных условиях реализующих роли, относимые к этому архетипу в жизни и в... кхм... в более безопасной обстановке - на сценической площадке, в идеале - сторонний свидетель может только диву даваться, пытаясь соединить внутреннюю суть и ее внешнее оформление. Для начала, роли этого архетипа, как и последующих, можно играть двумя способами: искренне и с полным погружением - и в режиме имитации. Для ролей, входящих в предыдущие архетипы, имитация - принципиально непригодный способ контакта с ролью, поэтому я и не рассматривала его. Но сейчас, пожалуй, разверну. Имитация "своего" чаще всего кончается мордобоем от тех, кого пытались имитировать; имитация заботы - лучший способ обратить в бегство адресата своих попыток; имитация наивности может привести к любому из уже названных вариантов, причем никогда не ясно, какой именно вариант выберет второй участник коммуникации; имитация героизма хороша до первой встречи с условиями, в которых требуется подвиг; имитация исследования или поиска - занятие, распадающееся на унылое праздношатание и бессмысленные телодвижения; имитация романтического влечения выглядит не только фальшиво, но и уныло. А вот имитировать то, что делают люди, функция которых называется этим непереводимым словом, можно запросто. И это гораздо безопаснее, чем попасть в обстоятельства, в которых это слово кроме шуток и по-настоящему будет определять социальный статус попавшего. Да, кстати: а что это слово значит-то? А значит оно, если буквально, "вне закона". Обратите внимание: этим словом обозначают не преступников (для них есть свое обозначение в обоих языках и в обоих культурных контекстах) и не бунтарей в том смысле, в котором мы привыкли представлять себе людей с "орудием пролетариата" в руках, с лозунгами в зубах и символами на одежде. Для этих последних есть слово в английском языке (мне этот аромат нравится, и я его время от времени с удовольствием на себе ношу) и как раз оно-то и попало на обложку русского перевода, хотя его там стоять было не должно. Это как бы такие "люди 404". Нет, я не имею в виду то, называние чего впрямую сейчас у нас определяется как пропаганда и карается выпиливанием из сети. И тут дело не в том, ПОЧЕМУ человек вообще может стать "человеком 404" - а в том, что "люди 404" ВООБЩЕ ЕСТЬ. И для них даже вот в английском языке есть специальное слово. А в русском - нет для таких людей слов, разумеется, потому что "нет человека, нет и проблемы". Их нет формально, с точки зрения законодательства, и именно поэтому в жизни в отношении них, живых и реальных, можно все или почти все. А у них есть свой список задач, начинающийся с "уцелеть сегодня и, желательно, завтра тоже" - и свой список навыков, позволяющий им эти задачи решать. Так вот, если роль этого плана (входящая в этот архетип) играется имитационно, то есть, если такой характер самопрезентации не предполагает в качестве последствий высокого социального риска, то внешность у такого персонажа (я все еще про Россию, да) будет очень бросаться в глаза, и в ней будет несколько примет, по которым вы и можете догадаться, что вероятнее всего, думать надо в эту сторону. Эти приметы - татуировки в количестве более одной; прорехи на одежде, отсутствие элементов одежды (пиджак на голое тело или джинсовая куртка с оторванными рукавами, имитирующая жилет); одежда на несколько размеров больше, чем необходимо. Все еще помнят, что я не про подиум, а про улицу, да? Я на всякий случай проверяю, вдруг кто-то решил, что я лезу в то, в чем не понимаю. Так вот, я пока что - все еще - про то, что я видела глазами и прикладывала к бытовым и повседневным уличным ситуациям. Про жизнь. Не про подиум. А жизнь наша последние -дцать (и даже не -надцать, а прямо так -дцать) такова, что понятие "люди 404" каждый отдельный момент времени имеет какое-то свое актуальное прямо здесь и теперь наполнение, меняющееся так же ожидаемо и так же внезапно, как приметы сезонов года. И люди, которые позавчера были "как все", с кем-то общались, о ком-то заботились, решали какие-то непростые проблемы, кого-то любили, что-то искали или пытались понять, оказываются несуществующими только потому, что все решили, что неприлично выглядеть так, быть той национальности или того пола - и при этом не выполнять целый список вмененных обязанностей, не слишком-то совместимых с жизнью. И вот это положение вещей - "признан неприличным и теперь не существую" - и описывается словом "аутло". Вне закона, короче. Так вот, бунтом в случае этих людей является сама идея продолжать быть собой. И право получать за это в морду.
В отличие от первых (играющих роль посредством имитации), всем своим видом демонстрирующих повреждения от столкновений с действительностью, жестокой и несправедливой к ним, и находящихся, по сравнению со вторыми, в относительной безопасности, эти самые вторые (проживающие роль в полном контакте с реалиями, в режиме "мордой по щебенке") стараются не особо подчеркивать актуальное положение вещей, и довольно уверенно изображают "человека вообще", без намека на какую-либо роль (таких можно перепутать со Своим Парнем, но странный это будет свой, без особых примет вообще) - или так же уверенно и достоверно изображают, наоборот, "существо не отсюда" - героя фильма, или книги, или даже мультфильма (а их можно перепутать с Романтиком, который устал или задумался и поэтому временно не занят попытками произвести впечатление на окружающих). Но вот это вот "можно перепутать", которое в скобочках - оно принципиально не очень важно, потому что перепутать может только тот, кто в состоянии заметить. А с этим-то у большинства встречных и будут проблемы.
Марк и Пирсон пишут про первый вариант реализации архетипа, но, похоже, совсем не видят второй (и с чего бы это, даже странно). Но есть и голоса, рассказывающие, как мир выглядит, если смотреть на него изнутри второго варианта реализации архетипа. Кейтлин Моран со своей книгой "Быть женщиной" - вполне пример такого взгляда. Великолепная Анна Шадрина с исследованием "Не замужем", изданным в прошлом году, тоже говорит с похожей позиции. Чтобы вы не подумали, что я тут рекламирую феминизм (как будто еще осталась необходимость делать это в имеющихся условиях, гхм...), приведу, пожалуй, еще несколько примеров таких позиций и таких голосов. Книга Александра Соловьева "Секреты петербуржских архивов" о начале истории российской авиации, написана именно с этой позиции. С этой позиции столько-не-живут лет назад Игорь Юганов писал свои "Телеги и гномы". И с этой позиции в начале прошлого века писал Пантелеймон Романов. Ах, да. Был такой писатель Николай Филиппович Павлов, современник Лермонтова, так вот, его "Три повести" и "Три маленькие повести" написаны именно с этой позиции - а вот Лермонтов своих героев описывал с другого ракурса, хотя и из того же архетипа. Почувствуйте, что называется, разницу - кто владеет материалом, конечно. Ну или кому не лениво ознакомиться.
Что любят и чего ждут "люди, которыми неприлично быть".
- ПРИЗНАНИЕ ИХ СУЩЕСТВОВАНИЯ. "Заметь меня хотя бы через прицел", как-то так.
- УВАЖЕНИЕ К РАЗЛИЧИЯМ. Ну тут без комментариев, это или понятно, или не надо объяснять.
- ИНТЕРЕС к их личности. В том смысле, в котором интересом является общение без вчитывания намерений и без вменения мотивов тому, с кем общаешься.
- УВАЖЕНИЕ К ИХ УСТОЙЧИВОСТИ И УПОРСТВУ.
- СПРАВЕДЛИВАЯ ОЦЕНКА ИХ ДОСТИЖЕНИЙ, в смысле - не через призму предвзятого отношения и без обесценивания достижений по факту их принадлежности "тому, кем быть неприлично".
Чего они больше всего боятся и не любят.
- стать жертвой преступления (с ними правда можно если не все, то почти все)
- оказаться беспомощными при встрече с неблагоприятными (и часто - вполне имеющими лицо и имя) обстоятельствами
- быть наказанным (награжденным, кстати, тоже, хотя это понимается сложнее) не за поступки или действия/деяния - а за позицию или неотъемлемые и неизменяемые признаки.
- подчиниться принуждению и оказаться перед необходимостью выполнять обязательства или реализовать поведение, которое именно для них окажется разрушающим или повреждающим.
Что они больше всего боятся увидеть в зеркале.
- преступника. Кроме шуток преступника - насильника, убийцу, громилу, истязателя, коррупционера... как-то так. То, что ими быть - уже преступление, их как-то не очень беспокоит.
- обывателя, не уважающего ни различия, ни чужие границы, ни чужую личность. Это не важно, что после опыта проживания любой из ролей архетипа, такое развитие событий в принципе нереально. Бояться это не мешает.
- пустоту. Никого. Человека, не имеющего личности, предпочтений, жизненной позиции и последовательной линии поведения.
UPD, он же P.S. - нашлось! слово нашлось! В комментариях у Мечтателя сказали это слово. Русское нормальное слово "ИЗГОЙ". И с Героем рифмуется на ура. Счастье-счастье. Вот зачем нужны обсуждения в ЖЖ. А так бы еще полгода искали.
И какой у неё квестЭто первый из архетипов, который вы в сказках чаще встретите не в человечьем облике, а либо откровенным монстром, либо переодетым. Либо крадущимся во тьме ночной, потому что если их заметят и узнают - то Своему Парню они станут источником ресурса либо страшной бякой, поводом позвать волшебных помощников-спасателей, Герою – макиварой для подвигов… и так далее. Робин Гуд не может явиться на турнир под своим именем; когда Ричард и Айвенго скрываются, притворяясь кто паломником, кто безымянным Чёрным Рыцарем – они оказываются с Робином в одной категории. Чем старше и волшебнее сказка, тем вероятнее, что Аутло в момент начала её будет жить в лесу; в поздних сказках он обретается скорее на дне общества или в неопределённых, периферийных его слоях.
Чем старше сказка про Аутло, тем более просто выглядит проблема, которую он решает: сказочная Лиса по большей части ищет чего пожрать, сказочный разбойник – кого пограбить, сказочный вампир – опять-таки, кого покушать и так далее, герой авантюрного юмористического романа, как у Апулея или Петрония – как бы расколдоваться (в отличие от Искателей, этих волшебный помощник сам спасать не прибежит). Именно в рамках архетипа Аутло персонаж осваивает такие действия, как сознательный обман, провокация, лесть с честными глазками, нахождение и создание нетривиальных нычек и лёжек - и, конечно же, умение носить не тот облик, за который их хотят убить. Неожиданно сложные паттерны поведения, и все - направленные на эффективное решение проблем, никакого позёрства и выпендрёжа. Потому что если лиса попалась - её порвут собаки. Человек 404 осторожнее в обустройстве быта, он тщательнее выбирает свои слова и внимательнее прислушивается к маркерам опасности в чужих, он иначе подбирает партнёров и места работы - в общем, включает соображалку в целом ряде ситуаций, где кто другой ходит не по лесу, а по ровной дороге. Тот, кто Аутло дома, прячет деньги от семьи в разных банках и скрывает от ближнего окружения свои заработки. Тот, кто Аутло для широкого круга, скорее будет работать за чёрный нал по специальности, которой на бумаге не существует. Это Аутло молча, не оглашая результаты, осваивает навыки поиска желаемого на чёрном рынке - он там не в поисках чуда, как Искатель, он в поисках того самого «пожрать и поспать спокойно». Его схемы годны для жизни в антиутопии.
С поздними сказками, особенно начиная с XIX века, всё изменилось. Те, кто проходит Аутло имитационно, тоже нашли дорогу в свои сюжеты, даже те, кто «наследник всех своих родных». Но это уже не те люди, которым нечего пожрать и негде переночевать безопасно, им не надо скрывать свою незаконную морду от окружающих - неужели им только и остаётся, что помогать другим? Тимур со своей командой, конечно, поставили на это, но взрослые персонажи этим обычно не ограничиваются, разве что некоторые супергерои, летающие по ночам в маске наносить добро - и не способные из такого режима выбраться… На деле решена была задача вот как: во-первых, Аутло стал вызывающе, выразительно одеваться, не хуже любого Романтика, но в мрачных тонах (вот вам «сюжетные переодевания»); во-вторых он стал активно отношаться с Романтиками, но специально позиционируясь как Чудовище и не делая попыток из этой роли выйти («люби меня таким, какой я есть» вместо «погоди, я потом превращусь»); наконец он стал сам загонять себе экспу, используя все спецдействия Аутло, чтобы не решить проблему, а её создать. Причём не себе, а окружающим - потому что именно от окружающих для решения квеста ему понадобится сильная и чёткая обратная связь на то, что он сделал. Это Аутло спровоцирует лучшего друга на дуэль, это Аутло специально влезет в подпольную революционную деятельность или устроит теракт. Если такой Аутло нажжёт достаточно, то ему, как Остапу Бендеру после очередной авантюры, придётся-таки уносить своё ценное лицо подальше от тех, кто способен его узнать. И Незнайка, и Буратино загоняют себе экспу сами: не украдёшь прибор для создания невесомости - не понадобится красть весь корабль, не украдёшь корабль - не окажешься на чужой планете против всех.Проходящий роль имитационно очень подвижен, многословен и громок, почти как Герой, это его блог изукрашен черепами и режущими глаз гифками: у него вечный Праздник Непослушания, пусть все об этом слышат. Но этим дело редко ограничивается. Это имитирующий Аутло способен придти на лекцию или в театр, разя перегаром на десять рядов во все стороны; предложить вам чуть-чуть разжиться за счёт государства/компании «совершенно безопасным способом», как в кино сходить; это ему плохо, когда дома чулки не на люстре, а в ящике - и если партнёр будет возражать, то это повод распереться против партнёра насмерть (смерть партнёрскую, в первую очередь). Он авантюрист не меньше Искателя - но Аутло идёт не за чудом, он идёт за конфликтом и сквозь конфликт, именно в конфликте надеясь выиграть.
…Если сказка Героя кончалась на том, что он получает-таки на свои действия обратную связь от мира, которую не может игнорировать (положительную при удачном конце, отрицательную - при неудачном), то сказка Аутло кончается очень похоже - его раскрывают и узнают, давая обратную связь именно на его действия. Какие действия - такая и обратная связь, приятной она быть не обязана. Все сказочные эпизоды с «узнаванием настоящего героя» - это конец данной фазы, обычно довольно короткой в рамках сказки волшебной. Развёрнут он только в специальных сказках про жизнь Аутло, которые «всегда такими были». Примерно такого Аутло по жизни и ожидает – что в нём наконец «разглядят» прекрасного принца, законного жениха принцессы, победителя чудищ, добывателя сокровищ и т.д. Идеальный результат для Аутло - это полный легалайз и признание заслуг. Реальные результаты чаще бывают частичными: признаёт и понимает какая-то группа, не та, из которой персонаж родом. При этом «все» - не признают, разве что дискурс меняется (но сама по себе смена содержания дискурса всего лишь меняет то, кто сегодня у нас Аутло, а не решает их ключевую проблему, и помогает Аутло скорее спрыгнуть в Свои Парни, чем пойти дальше). Такой частичный результат авторизовать может быть сложно. Ещё сложнее бывает авторизовать другой результат: что обратная связь от мира на действия - не на него, а на действия – тоже может быть отрицательной, и что Аутло вовсе не скрытым талантом/всеобщим спасителем/гениальным реформатором/вампиром-вегетарианцем оказался, а именно тем, кого он так боялся увидеть в зеркале.
Чего НЕ может случиться с Аутло:
- У него, как и у Искателя на старте квеста, нет принимающего окружения - и нет возможности (или желания, сказка это не отличает) решать свои проблемы, не топчась по чужим хвостам и не рискуя конфликтом на каждом шаге. Если он поменял окружение на более комфортное, добился изменения поведения текущего или нашёл хитрый способ эффективнее и с низкими рисками в нём жить - это уже другая сказка.
Что это за херняНаблюдая людей, в местных условиях реализующих роли, относимые к этому архетипу в жизни и в... кхм... в более безопасной обстановке - на сценической площадке, в идеале - сторонний свидетель может только диву даваться, пытаясь соединить внутреннюю суть и ее внешнее оформление. Для начала, роли этого архетипа, как и последующих, можно играть двумя способами: искренне и с полным погружением - и в режиме имитации. Для ролей, входящих в предыдущие архетипы, имитация - принципиально непригодный способ контакта с ролью, поэтому я и не рассматривала его. Но сейчас, пожалуй, разверну. Имитация "своего" чаще всего кончается мордобоем от тех, кого пытались имитировать; имитация заботы - лучший способ обратить в бегство адресата своих попыток; имитация наивности может привести к любому из уже названных вариантов, причем никогда не ясно, какой именно вариант выберет второй участник коммуникации; имитация героизма хороша до первой встречи с условиями, в которых требуется подвиг; имитация исследования или поиска - занятие, распадающееся на унылое праздношатание и бессмысленные телодвижения; имитация романтического влечения выглядит не только фальшиво, но и уныло. А вот имитировать то, что делают люди, функция которых называется этим непереводимым словом, можно запросто. И это гораздо безопаснее, чем попасть в обстоятельства, в которых это слово кроме шуток и по-настоящему будет определять социальный статус попавшего. Да, кстати: а что это слово значит-то? А значит оно, если буквально, "вне закона". Обратите внимание: этим словом обозначают не преступников (для них есть свое обозначение в обоих языках и в обоих культурных контекстах) и не бунтарей в том смысле, в котором мы привыкли представлять себе людей с "орудием пролетариата" в руках, с лозунгами в зубах и символами на одежде. Для этих последних есть слово в английском языке (мне этот аромат нравится, и я его время от времени с удовольствием на себе ношу) и как раз оно-то и попало на обложку русского перевода, хотя его там стоять было не должно. Это как бы такие "люди 404". Нет, я не имею в виду то, называние чего впрямую сейчас у нас определяется как пропаганда и карается выпиливанием из сети. И тут дело не в том, ПОЧЕМУ человек вообще может стать "человеком 404" - а в том, что "люди 404" ВООБЩЕ ЕСТЬ. И для них даже вот в английском языке есть специальное слово. А в русском - нет для таких людей слов, разумеется, потому что "нет человека, нет и проблемы". Их нет формально, с точки зрения законодательства, и именно поэтому в жизни в отношении них, живых и реальных, можно все или почти все. А у них есть свой список задач, начинающийся с "уцелеть сегодня и, желательно, завтра тоже" - и свой список навыков, позволяющий им эти задачи решать. Так вот, если роль этого плана (входящая в этот архетип) играется имитационно, то есть, если такой характер самопрезентации не предполагает в качестве последствий высокого социального риска, то внешность у такого персонажа (я все еще про Россию, да) будет очень бросаться в глаза, и в ней будет несколько примет, по которым вы и можете догадаться, что вероятнее всего, думать надо в эту сторону. Эти приметы - татуировки в количестве более одной; прорехи на одежде, отсутствие элементов одежды (пиджак на голое тело или джинсовая куртка с оторванными рукавами, имитирующая жилет); одежда на несколько размеров больше, чем необходимо. Все еще помнят, что я не про подиум, а про улицу, да? Я на всякий случай проверяю, вдруг кто-то решил, что я лезу в то, в чем не понимаю. Так вот, я пока что - все еще - про то, что я видела глазами и прикладывала к бытовым и повседневным уличным ситуациям. Про жизнь. Не про подиум. А жизнь наша последние -дцать (и даже не -надцать, а прямо так -дцать) такова, что понятие "люди 404" каждый отдельный момент времени имеет какое-то свое актуальное прямо здесь и теперь наполнение, меняющееся так же ожидаемо и так же внезапно, как приметы сезонов года. И люди, которые позавчера были "как все", с кем-то общались, о ком-то заботились, решали какие-то непростые проблемы, кого-то любили, что-то искали или пытались понять, оказываются несуществующими только потому, что все решили, что неприлично выглядеть так, быть той национальности или того пола - и при этом не выполнять целый список вмененных обязанностей, не слишком-то совместимых с жизнью. И вот это положение вещей - "признан неприличным и теперь не существую" - и описывается словом "аутло". Вне закона, короче. Так вот, бунтом в случае этих людей является сама идея продолжать быть собой. И право получать за это в морду.
В отличие от первых (играющих роль посредством имитации), всем своим видом демонстрирующих повреждения от столкновений с действительностью, жестокой и несправедливой к ним, и находящихся, по сравнению со вторыми, в относительной безопасности, эти самые вторые (проживающие роль в полном контакте с реалиями, в режиме "мордой по щебенке") стараются не особо подчеркивать актуальное положение вещей, и довольно уверенно изображают "человека вообще", без намека на какую-либо роль (таких можно перепутать со Своим Парнем, но странный это будет свой, без особых примет вообще) - или так же уверенно и достоверно изображают, наоборот, "существо не отсюда" - героя фильма, или книги, или даже мультфильма (а их можно перепутать с Романтиком, который устал или задумался и поэтому временно не занят попытками произвести впечатление на окружающих). Но вот это вот "можно перепутать", которое в скобочках - оно принципиально не очень важно, потому что перепутать может только тот, кто в состоянии заметить. А с этим-то у большинства встречных и будут проблемы.
Марк и Пирсон пишут про первый вариант реализации архетипа, но, похоже, совсем не видят второй (и с чего бы это, даже странно). Но есть и голоса, рассказывающие, как мир выглядит, если смотреть на него изнутри второго варианта реализации архетипа. Кейтлин Моран со своей книгой "Быть женщиной" - вполне пример такого взгляда. Великолепная Анна Шадрина с исследованием "Не замужем", изданным в прошлом году, тоже говорит с похожей позиции. Чтобы вы не подумали, что я тут рекламирую феминизм (как будто еще осталась необходимость делать это в имеющихся условиях, гхм...), приведу, пожалуй, еще несколько примеров таких позиций и таких голосов. Книга Александра Соловьева "Секреты петербуржских архивов" о начале истории российской авиации, написана именно с этой позиции. С этой позиции столько-не-живут лет назад Игорь Юганов писал свои "Телеги и гномы". И с этой позиции в начале прошлого века писал Пантелеймон Романов. Ах, да. Был такой писатель Николай Филиппович Павлов, современник Лермонтова, так вот, его "Три повести" и "Три маленькие повести" написаны именно с этой позиции - а вот Лермонтов своих героев описывал с другого ракурса, хотя и из того же архетипа. Почувствуйте, что называется, разницу - кто владеет материалом, конечно. Ну или кому не лениво ознакомиться.
Что любят и чего ждут "люди, которыми неприлично быть".
- ПРИЗНАНИЕ ИХ СУЩЕСТВОВАНИЯ. "Заметь меня хотя бы через прицел", как-то так.
- УВАЖЕНИЕ К РАЗЛИЧИЯМ. Ну тут без комментариев, это или понятно, или не надо объяснять.
- ИНТЕРЕС к их личности. В том смысле, в котором интересом является общение без вчитывания намерений и без вменения мотивов тому, с кем общаешься.
- УВАЖЕНИЕ К ИХ УСТОЙЧИВОСТИ И УПОРСТВУ.
- СПРАВЕДЛИВАЯ ОЦЕНКА ИХ ДОСТИЖЕНИЙ, в смысле - не через призму предвзятого отношения и без обесценивания достижений по факту их принадлежности "тому, кем быть неприлично".
Чего они больше всего боятся и не любят.
- стать жертвой преступления (с ними правда можно если не все, то почти все)
- оказаться беспомощными при встрече с неблагоприятными (и часто - вполне имеющими лицо и имя) обстоятельствами
- быть наказанным (награжденным, кстати, тоже, хотя это понимается сложнее) не за поступки или действия/деяния - а за позицию или неотъемлемые и неизменяемые признаки.
- подчиниться принуждению и оказаться перед необходимостью выполнять обязательства или реализовать поведение, которое именно для них окажется разрушающим или повреждающим.
Что они больше всего боятся увидеть в зеркале.
- преступника. Кроме шуток преступника - насильника, убийцу, громилу, истязателя, коррупционера... как-то так. То, что ими быть - уже преступление, их как-то не очень беспокоит.
- обывателя, не уважающего ни различия, ни чужие границы, ни чужую личность. Это не важно, что после опыта проживания любой из ролей архетипа, такое развитие событий в принципе нереально. Бояться это не мешает.
- пустоту. Никого. Человека, не имеющего личности, предпочтений, жизненной позиции и последовательной линии поведения.
UPD, он же P.S. - нашлось! слово нашлось! В комментариях у Мечтателя сказали это слово. Русское нормальное слово "ИЗГОЙ". И с Героем рифмуется на ура. Счастье-счастье. Вот зачем нужны обсуждения в ЖЖ. А так бы еще полгода искали.
И какой у неё квестЭто первый из архетипов, который вы в сказках чаще встретите не в человечьем облике, а либо откровенным монстром, либо переодетым. Либо крадущимся во тьме ночной, потому что если их заметят и узнают - то Своему Парню они станут источником ресурса либо страшной бякой, поводом позвать волшебных помощников-спасателей, Герою – макиварой для подвигов… и так далее. Робин Гуд не может явиться на турнир под своим именем; когда Ричард и Айвенго скрываются, притворяясь кто паломником, кто безымянным Чёрным Рыцарем – они оказываются с Робином в одной категории. Чем старше и волшебнее сказка, тем вероятнее, что Аутло в момент начала её будет жить в лесу; в поздних сказках он обретается скорее на дне общества или в неопределённых, периферийных его слоях.
Чем старше сказка про Аутло, тем более просто выглядит проблема, которую он решает: сказочная Лиса по большей части ищет чего пожрать, сказочный разбойник – кого пограбить, сказочный вампир – опять-таки, кого покушать и так далее, герой авантюрного юмористического романа, как у Апулея или Петрония – как бы расколдоваться (в отличие от Искателей, этих волшебный помощник сам спасать не прибежит). Именно в рамках архетипа Аутло персонаж осваивает такие действия, как сознательный обман, провокация, лесть с честными глазками, нахождение и создание нетривиальных нычек и лёжек - и, конечно же, умение носить не тот облик, за который их хотят убить. Неожиданно сложные паттерны поведения, и все - направленные на эффективное решение проблем, никакого позёрства и выпендрёжа. Потому что если лиса попалась - её порвут собаки. Человек 404 осторожнее в обустройстве быта, он тщательнее выбирает свои слова и внимательнее прислушивается к маркерам опасности в чужих, он иначе подбирает партнёров и места работы - в общем, включает соображалку в целом ряде ситуаций, где кто другой ходит не по лесу, а по ровной дороге. Тот, кто Аутло дома, прячет деньги от семьи в разных банках и скрывает от ближнего окружения свои заработки. Тот, кто Аутло для широкого круга, скорее будет работать за чёрный нал по специальности, которой на бумаге не существует. Это Аутло молча, не оглашая результаты, осваивает навыки поиска желаемого на чёрном рынке - он там не в поисках чуда, как Искатель, он в поисках того самого «пожрать и поспать спокойно». Его схемы годны для жизни в антиутопии.
С поздними сказками, особенно начиная с XIX века, всё изменилось. Те, кто проходит Аутло имитационно, тоже нашли дорогу в свои сюжеты, даже те, кто «наследник всех своих родных». Но это уже не те люди, которым нечего пожрать и негде переночевать безопасно, им не надо скрывать свою незаконную морду от окружающих - неужели им только и остаётся, что помогать другим? Тимур со своей командой, конечно, поставили на это, но взрослые персонажи этим обычно не ограничиваются, разве что некоторые супергерои, летающие по ночам в маске наносить добро - и не способные из такого режима выбраться… На деле решена была задача вот как: во-первых, Аутло стал вызывающе, выразительно одеваться, не хуже любого Романтика, но в мрачных тонах (вот вам «сюжетные переодевания»); во-вторых он стал активно отношаться с Романтиками, но специально позиционируясь как Чудовище и не делая попыток из этой роли выйти («люби меня таким, какой я есть» вместо «погоди, я потом превращусь»); наконец он стал сам загонять себе экспу, используя все спецдействия Аутло, чтобы не решить проблему, а её создать. Причём не себе, а окружающим - потому что именно от окружающих для решения квеста ему понадобится сильная и чёткая обратная связь на то, что он сделал. Это Аутло спровоцирует лучшего друга на дуэль, это Аутло специально влезет в подпольную революционную деятельность или устроит теракт. Если такой Аутло нажжёт достаточно, то ему, как Остапу Бендеру после очередной авантюры, придётся-таки уносить своё ценное лицо подальше от тех, кто способен его узнать. И Незнайка, и Буратино загоняют себе экспу сами: не украдёшь прибор для создания невесомости - не понадобится красть весь корабль, не украдёшь корабль - не окажешься на чужой планете против всех.Проходящий роль имитационно очень подвижен, многословен и громок, почти как Герой, это его блог изукрашен черепами и режущими глаз гифками: у него вечный Праздник Непослушания, пусть все об этом слышат. Но этим дело редко ограничивается. Это имитирующий Аутло способен придти на лекцию или в театр, разя перегаром на десять рядов во все стороны; предложить вам чуть-чуть разжиться за счёт государства/компании «совершенно безопасным способом», как в кино сходить; это ему плохо, когда дома чулки не на люстре, а в ящике - и если партнёр будет возражать, то это повод распереться против партнёра насмерть (смерть партнёрскую, в первую очередь). Он авантюрист не меньше Искателя - но Аутло идёт не за чудом, он идёт за конфликтом и сквозь конфликт, именно в конфликте надеясь выиграть.
…Если сказка Героя кончалась на том, что он получает-таки на свои действия обратную связь от мира, которую не может игнорировать (положительную при удачном конце, отрицательную - при неудачном), то сказка Аутло кончается очень похоже - его раскрывают и узнают, давая обратную связь именно на его действия. Какие действия - такая и обратная связь, приятной она быть не обязана. Все сказочные эпизоды с «узнаванием настоящего героя» - это конец данной фазы, обычно довольно короткой в рамках сказки волшебной. Развёрнут он только в специальных сказках про жизнь Аутло, которые «всегда такими были». Примерно такого Аутло по жизни и ожидает – что в нём наконец «разглядят» прекрасного принца, законного жениха принцессы, победителя чудищ, добывателя сокровищ и т.д. Идеальный результат для Аутло - это полный легалайз и признание заслуг. Реальные результаты чаще бывают частичными: признаёт и понимает какая-то группа, не та, из которой персонаж родом. При этом «все» - не признают, разве что дискурс меняется (но сама по себе смена содержания дискурса всего лишь меняет то, кто сегодня у нас Аутло, а не решает их ключевую проблему, и помогает Аутло скорее спрыгнуть в Свои Парни, чем пойти дальше). Такой частичный результат авторизовать может быть сложно. Ещё сложнее бывает авторизовать другой результат: что обратная связь от мира на действия - не на него, а на действия – тоже может быть отрицательной, и что Аутло вовсе не скрытым талантом/всеобщим спасителем/гениальным реформатором/вампиром-вегетарианцем оказался, а именно тем, кого он так боялся увидеть в зеркале.
Чего НЕ может случиться с Аутло:
- У него, как и у Искателя на старте квеста, нет принимающего окружения - и нет возможности (или желания, сказка это не отличает) решать свои проблемы, не топчась по чужим хвостам и не рискуя конфликтом на каждом шаге. Если он поменял окружение на более комфортное, добился изменения поведения текущего или нашёл хитрый способ эффективнее и с низкими рисками в нём жить - это уже другая сказка.
@темы: Классифицируй это!